Все буквы русского алфавита состоят из набора схожих элементов. Одинаковые элементы, по-разному комбинируясь в пространстве, образуют различные буквенные знаки. Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, путает их зрительные образы, это приводит к трудностям усвоения начертания букв, к неправильному изображению их на письме, сложностям в узнавании их при чтении (оптическая дисграфия и дислексия).
Чтобы научиться читать и писать, необходимо зрение на буквы – буквенный гнозис.
Для закрепления и развития именно буквенного гнозиса необходимо тренировать ребенка в узнавании буквы под контурными изображениями.
В пособии «Зашумленные буквы» подобраны подобные упражнения. Ребенку необходимо узнать букву под контурами предмета, сопоставить слово (название предмета) и букву и выделить соответствующий звук в слове.
Детям можно дать такую инструкцию: «Феи спрятали буквы за контурами разных предметов, но ты разгадаешь их загадку, правда? Найди, какую букву спрятали Феи? Обведи пальчиком букву, назови её. Обведи пальчиком контур предмета, назови его. Буква А и рисунок карандаша. Где в слове карандаш спряталась буква А? В каком месте слова мы слышим звук А? (в начале, середине или конце слова). Раскрась букву и предмет в соответствующие цвета».
Подобные упражнения рекомендуется выполнять с дошкольного возраста, на этапе изучения букв.
Психологами доказано: чем выше уровень зрительного распознавания образов, тем выше скорость и качество овладения навыками чтения и письма.
Выполняя упражнения пособия «Зашумленные буквы», ребенок:
-научится различать зрительно очертания букв и предметов;
-закрепит фонематический слух;
-расширит зрительное поле, будет развивать пространственное восприятие и зрительно-моторную координацию.
Видеообзор пособия